Привет, Ася.
Поделись эмоциями с выставки?
Эмоции двояки. С одной стороны я понимаю, что все получилось, все, что было запланировано — состоялось. Экономический эффект превзошел все ожидания практически у всех участников. Столько положительных откликов, столько благодарных слов — это, конечно, вдохновляет и очень приятно. Но если говорить лично о моем внутреннем ощущении, то для меня не было ожидаемого мной «вау-эффекта». Все мои мероприятия воспринимают уже «Ну, круто, как и должно было быть». А мне хочется, как это было в первый год, когда в зале 3500м2 было 2700 человек и казалось, что очень много народу, никто не ожидал, что такое возможно и был грандиозный «вау». В этом году 7000 растворилось в зале 13000м2, всем было свободно, комфортно, можно было везде подойти, покурить, попробовать, поговорить о продуктах, заключить договора, но давки, как все привыкли, не было и от этого «вау» перешел в состояние ожидаемого удовлетворения. Ну, это я говорю исключительно о моих эмоциональных ощущениях. Я не тот человек, который может быть абсолютно доволен собой, и всегда ищу то, где можно совершенствоваться. Главное, что всем понравилось и мы сделали реально выставку Европейского уровня, серьезного бизнес-формата. Это – здорово.
Что было сделать сложней всего для этой выставки?
Я организовывала не только эту выставку. Я — маркетолог с тремя высшими образованиями и занимаюсь созданием мероприятий профессионально. У меня есть опыт организации других мероприятий. Мне есть с чем сравнивать. Самое сложное – это заставить людей сорганизоваться. У нас такая индустрия, которая все решает «под кальянчик» и ночью в последний день. Для того, чтобы люди собрались и сделали то, что им же самим выгодно, приходилось прикладывать немало сил. К тому же приходилось быть буфером между нашей аудиторией и всеми остальными службами. Например «Эф-дизайн» – гензастройщик, звонил мне в истерике и говорил: «Как можно с ними работать? Эти люди не могут решить ни один вопрос по почте, даже не могут по телефону, они мне все звонят и говорят:
«Приезжайте к нам, посидим, кальянчик покурим, порешаем!»,
— а их у меня 200 и каждый хочет, чтобы что-то решить, покурить кальянчик в спокойном режиме». Организовать людей было непросто. Но ведь в этом и есть моя работа – я ОРГАНИЗАТОР мероприятий. А, следовательно, все преодолели. На будущий год, надеюсь, будет проще. Каждый год в это верю!
Сколько было иностранных экспонентов и за счет чего удалось их привлечь?
К сожалению иностранцев было значительно меньше, чем ожидалось ☹ Слетел Zomo из-за того, что за год так и не удалось доставить табак в Россию и на границе застряли и уже год висят два их контейнера.
Слетел Afzal из-за того, что они так и не успели запустить в производство свою крепкую линейку, а у них был очень интересный стенд.
Слетел Al Fakher потому что у них поменялась внутренняя политика и они отказались от всех выставок в мире, кроме Дортмунда.
Слетел Fumari потому что дистрибьютор посчитал что «все выставки в мире провалились, значит провалится и Российская». Теперь он жалеет, что они не участвовали и клянется, что на будущий год… Но в этот год они уже пролетели 🙁 Как сказал Tino – бывший управляющий компании MIG, «те европейские компании, которые не участвовали в этом году в России, рискуют вылететь с Российского рынка, а те кто не будут участвовать на будущий – точно его теряют.
Российский кальянный рынок настолько сильный, что способен закрыть нишу любого зарубежного производства. В Европе уже 3 года ничего не происходит, а Россия делает открытие за открытием. И в течении пяти лет, наверняка, будет рвать всех мировых производителей.
Как я привлекаю иностранцев?
Молва о моей выставке идет уже давно. Приезжают многие блогеры, хвалят выставку, я лично знаю всех владельцев крупных брендов.
Первый раз я была у Эрика и на производстве Фумари в Сан Диего, когда эти табаки только начинали набирать силу в России, а про выставку еще и речи не было. Я всегда на связи с ними, знаю их внутреннюю ситуацию, понимаю какова вероятность того что они приедут. Хотя и у них бывают срывы, к сожалению.
3 самых крутых стенда?
- Однозначно, Malaki! Необычный, красивый, объемный, дорого сделанный.
- Безусловно стенд генерального спонсора – Dark Side. Брутальный, продуманный, практичный.
- Spectrum – очень комфортный для контакта с аудиторией, вкусно сделанный, очень стильный
- Soft Смок – презентабельный, функциональный, элегантный, очень достойный!
Почему такой гимн?
Это конечно-же шутка. Нам надо было сделать вирус для народа, не для профессионалов, не пафосный и веселый. До этого не существовало песен про индустрию и мы решили такую песню написать. Основная ее задача – «застревабельность» в голове. И это получилось. 3500 живых просмотров и 180 репостов за первые сутки. Многие восприняли слово ГИМН, как что-то пафосное! А идея была сделать прикол и веселую запоминающуюся песню, которая уйдет в народ.
Что планируется на будущий год?
Выставка планируется. Я еще в этом году подписала договор на 19 год. 9-10 марта 2019 года. На той же площадке. В этом году мы реально платили «за воздух». Это связано с тем, что у меня в этом году была смена вентиляционных фильтров. Цена фильтров 2 миллиона. Когда я к 14 миллионам наотрез отказалась добавлять еще два, тех службы мне предложили использовать эти фильтры два года и расписать их стоимость на 2 года, с условием, что я сразу подпишу договор на будущий год.
Что будет на будущий год?
Надеюсь, больше иностранцев. Но посетителей будет столько же, думаю. Потому что в этом году было 90% всей профессиональной аудитории. И больше людей взять неоткуда. Нагонять хомяков, любителей халявы, чаек, которые приходят только поживиться ништяками – для профессиональной выставки это не правильно. Будет толкучка, а экономического эффекта для участников больше не будет. Поэтому, думаю те же 7000, ну может быть 8000, но не больше. Это емкость профессионального рынка России.
Очень хорошо зашла «полоса препятствий». Она будет на будущий год однозначно! Конечно, Классика и Рематч. Постараемся улучшить и оживить сценическую программу, но так, чтобы она не разрушала идею профессиональной выставки, не перетягивала одеяло на себя.
Когда откроется «Омар Хайям» в Москве?
С этим все сложно. Там проблемы с принадлежностью помещения. Мы уже сделали там черновой ремонт и вложили больше 4 миллионов, а помещение оказывается в долгосрочную аренду не взять. А без договора аренды не получить алкогольную лицензию. Ну, в общем, все непросто. Но в конце марта с помещения снимается обременение и все сдвинется с мертвой точки. Что касается даты открытия, даже страшно предположить. Но в любом случае, если и будет, то будет сделано хорошо.
С чем была связана паника некоторых стендов перед выставкой и за счет чего все разрулилось?
Паника была из-за паникеров, желающих словить хайп на выставке. Кое-кто решил не проверенную сплетню возвести в ранг авторитетной новости!
Суть была в том, что МэтПир не захотел платить аккредитацию за свое место, им показалось это дорого. Я попыталась провести их аккредитацию более дешевым путем, но не получилось. В итоге, уже после выставки, меня вынудили саму заплатить за МэтПир 110 000 рублей иначе их не выпускали с выставки. Я заплатила. Выбора у меня не было!
Сколько человек участвовало в создании выставки?
У меня есть основная команда которая из года в год делает выставку. Состав ее почти не меняется. Кариночка, моя рекламистка, которая прошла со мной две выставки в этом году не смогла принять участие в работе – была чуть-чуть занята. 12 марта родила нам Мирона Ивановича – 55-ти сантиметрового мальчишку.
Вместо нее оборону продвижения заняла Саша Лахтина. И справилась с задачей блестяще. Полтора месяца тяжелейшей пахоты упало на ее плечи, но она оставалась всегда веселой и свежей!
Главная моя надежда и опора — Лена Соловьева – администратор выставки. Нас часто путают, потому что она общается с экспонентами больше меня. По жизни – она моя подружка из садика. Мы с ней в прямом смысле слова ходили на один горшок!
Технический специалист и по совместительству мой муж – Феликс. Только благодаря ему я еще жива и выдерживаю все это! Он помогает мне во всем, всегда поддерживает. Нашему браку уже 15 лет и я очень счастлива, что рядом со мной есть такой человек!
Самоотверженная Марина — специалист по билетам. Она два месяца не спала больше 3х часов в сутки. Ода делала трудоемкую, тяжелую, неинтересную работу! И выдержала! Если бы не она, либо я свихнулась бы, либо никто не получил свои билеты, коды и розыгрыш билетов не проводился бы.
Наш бессменный ведущий и режиссер сцены — Яков Малкин. Человек, болеющий и душой и телом за нашу выставку! Творческий, горячий, вспыльчивый он так болезненно переживает то, что выставка с каждым годом из формата ШОУ все больше и больше становится серьезной профессиональной и все меньше нуждается в яркой сценической программе.
Администратор сцены — Юля. Звезда, которая находясь в тени сцены все равно умудряется быть в центре внимания. Юля большой и серьезный менеджер крупной Европейской компании на несколько дней выставки превращается в очаровательную богиню сцены. Она проводит жеребьевки, разводит актеров, подсчитывает баллы и ведет организационную часть всей сценической деятельности. Делает это супер-профессионально. Не смотря на то, что для нее это всего лишь хобби.
Еще одна моя подружка, которую я умудрилась припахать к выставке. Катя Черненкова. В этом году выполняла функцию, которую предыдущие годы брала на себя Ира. Она отвечала за все подарки для розыгрыша на сцене. Заведовала камерой хранения. Такого порядка и структурированности, как в ее кладовке не было ни в одном уголке выставки 🙂
Моя функция – аккумулировать всю информацию и систематизировать работу, представляя ее как слитный бизнес-процесс. Все решения вопросов стекается ко мне, и я единственная являюсь очагом принятия решений. Однако без моей команды, моих близких друзей и надежных сотрудников я не смогла бы ничего! Я очень ценю их и люблю!
Выводы и пожелания!
Это было очень сложно, это было очень дорого, но мне кажется, оно того стоило! Эта выставка вывела кальянную индустрию России на новый мировой уровень, доказало профессиональному сообществу разных стран, что культура кальянокурения в России превзошла и еще превзойдет все страны!
На будущий год мы постараемся не только сохранить, но и еще поднять уровень выставки еще больше увеличив экономический эффект для участников от выставки за счет международных контактов.
Спасибо большое всем, кто пришел на выставку! Спасибо за поток теплых слов и положительных отзывов от всей профессиональной аудитории! Я постараюсь не разочаровать вас на будущий год!