История и типы кальянов.
Когда и где появился кальян, достоверно не известно. Наиболее популярная версия гласит, что он зародился в Индии, а затем распространился главным образом в западном направлении через Персию и Османскую империю. Вместе с тем, некоторые источники утверждают, что в том или ином воплощении устройство кальяна встречалось у многих древних народов.
Одна из гипотез связывает индийский чилам с кальяном, полагая, что чилам мог быть использован отдельно от нижней части (кокоса или другого сосуда с водой). Это может объяснить миграцию слова как части или всего кальяна в земли к северу и северо-западу от Индии. Ведь, как известно, Империя Великих Моголов (XVI-XIX вв.) занимала территории современных Индии, Пакистана и южного Афганистана. Можно предположить, что прародитель кальяна распространился в Афганистан, а так же Бухарское и Хивинское ханства. В Узбекистане и Таджикистане кальян имел название чилим и основная его часть изготавливалась из тыквы. В РФ и некоторых странах бывшей СССР этим словом называли чашу для табака.
Основная экспансия кальяна из Индии происходила в западном направлении — в Персию и далее. Как выглядел кальян во времена династии Сефевидов (1500-1736) представить трудно, но считается, что при правлении второго шаха из династии — Тахмаспа I (1524–1576) кальян уже был известен в Персии. Некоторые источники говорят о том, что изначально шахты персидских кальянов выполнялись из куска дерева, а сосудом служила скорлупа кокосового ореха или тыква.
В мире гораздо более распространены другие названия кальяна, нежели чилим, впрочем, зачастую пришедшие все из той же Индии. Так, в Турции и странах, соседствующих с ней на юге (Кипр, Сирия, Ливан, Ирак, Иордания, Израиль и Палестина), западе (Греция, Албания) и востоке (Армения), его называют именами производными от арабского слова nargila.В Израиле кальян именуется тем же словом на иврите — nargyleh.В Турции — nargile.В Греции и на Кипре — nargilés.В Армении — nargile.В Албании — nargjile.Это слово происходит от персидского narghile (кокос), в свою очередь, заимствованного из санскрита: narikela, что так же означает кокос.Вероятно, это указывает на ранние кальяны с сосудом из кокоса. В наши дни такие кальяны можно встретить в Индии и Непале, Йемене и Египте. Промышленное их развитие так же встречается в ближневосточных странах и Египте.
В Йемене переносные rushba представляют собой идентичное вышеописанному устройство, вставленное для устойчивости в подходящую емкость, состоящее из скорлупы кокоса, резной деревянной шахты, тростника или похожей трубки.
Один из видов египетских кальянов, так же отсылает к кокосу — это goza.
Кальян Goza
История Goza известна в Египте, ее можно встретить в Ливане, Израиле и, вероятно, других странах Ближнего востока. В странах Персидского залива и Аравийского полуострова она видоизменилась и носит другие названия. Обычно данное устройство именуют «гоза», но, на самом деле, это жуза, что означает орех по-арабски. Объяснить это просто — самые ранние кальяны изготавливались из кокосового ореха и бамбука или тростника. Со временем кальяны обрели признак статуса, что непременно отразилось на их внешнем виде и стоимости. Изысканные индийские, персидские и аравийские кальяны были доступны далеко не всем, но, безусловно, доступные кальяны все из тех же кокоса и бамбука никуда не делись. Индийцы низших каст производили простые нарикелы (narikela — кокос) из кокосовых орехов и палок в режиме потока. Эта технология широко распространилась задолго до того, как кальяны стали предметами искусства — и в Персии, и в Аравии с Северной Африкой стали известны подобные простейшие устройства. Египетская goza стала упрощенной копией малабарских (южно-индийских), йеменских и саудовских хукка/мадаа/бури. Жузу из кокосового ореха все еще делают где-то в Индии и на Ближнем Востоке. Некоторые египетские производители, вроде KhalilMamoon и MagdyZidan, опираясь на моду, изготавливают этот кальян целиком из нержавеющей стали, что со слов египтян кардинально не соответствует народному восприятию устройства в стране. Потомки простейшей ближневосточной и египетской жузы, став несколько короче, при этом, сохранили деревянную шахту.
Найти сведения о жузе крайне сложно, так как название тесно связано в египетской культуре с курением гашиша в многочисленных нелегальных курильнях Египта, которые окончательно разогнать властям удалось лишь в конце 70-х годов.
Другая причина кроется в упомянутом «народном» отношении к жузе. В настоящее время в Египте под этим понятием подразумевается «кальян бродяги» — самодельное устройство, изготовленное из подручных материалов. Обычно это банка или бутылка, в крышке которой проделываются два отверстия — для чаши и для мундштука. Мундштуком при этом служит пустой бамбуковый или тростниковый стебель или иная подходящая трубка. С этим «традиционным» понятием жузы современные заводские ее варианты, конечно, не имеют ничего общего, но приличные египтяне от кальяна-жузы шарахаются.
Изготавливающиеся некоторыми фирмами goza далеки от традиционной. Обычно они небольшого размера, выполнены полностью из металла, либо имеют деревянную шахту. Могут так же иметь металлическую чашу для неароматизированных смесей и металлический мундштук в виде полой длинной трубки. Часто не имеют плоского дна, отчего их требуется держать в руке на протяжении всего сеанса курения.
Подобная конструкция и внешний вид кальянов сохранились при дальнейшем продвижении на запад в сторону Персидского залива и Северной Африки. Кальяны Персидского Залива (Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ) называясь
gedo/qadu, тем не менее, наследуют ту же конструкцию, но их сосуд выполнен из глины.
В какой-то момент кальян в Персии обзавелся приспособленным из домашней утвари сосудом, на что указывает его индийское название hukkа (на хиндустани: деванагари -, насталик — (ḥqh) или (huqqа), гуджарати–(hukko)) — предположительно, слово происходит от персидского горшка для хранения разной бижутерии.
Британцы познакомились с кальяном во времена колонизации Индии, потому во-всем англоязычном мире и части Западной Европы он называется трансформировавшимся, с учетом языковых особенностей, словом hookah. В Индии кальян, сохраняя прежнюю конструкцию, претерпевал дальнейшее развитие, превращаясь в предмет настоящий роскоши и пример мастерства индийских ремесленников. Более всего выделяются индийские hukka города Koyilandy. В начале XVI века йеменские купцы поселились на юго-западном побережье Индии в городе Koyilandy, расположенном в регионе Malabar штата Kerala. При их участии местными ремесленниками были созданы витиевато декорированные кальяны с завораживающими мотивами в орнаменте. В качестве сосуда по прежнему использовалась скорлупа кокосового ореха, обрамленная в чеканку и инкрустацию, в которую вставлялась резная шахтаи мундштук или шланг.Эти кальяны стали очень популярны в Северной Индии, Пакистане и Персидском Заливе, где были известны как MalabarHookah или KoyilandyHook.
Данная конструкция стала основной на долгие годы для всего региона. Подобной формы персидские кальяны с богато инкрустированными сосудами изготавливались вплоть до XIX века.
В наши дни в городе Koyilandy эти легендарные кальяны, увы, более не производятся. Но идентичные кальяны, полностью сохранив форму и конструкцию, сегодня производятся в Йемене, где чаще носят название mada’ahили buri и Саудовской Аравии. Здесь они обзавелись блюдцем и чрезвычайно длинным и толстым шлангом).
В Египте встречается подобный вид кальяна, также называющийся boury или buri (горн). Как правило, под этим словом подразумевается кальян на витиеватых ножках или подставке, позволяющей ему вращаться вокруг своей оси.Boury либо полностью металлические, либо имеют отвинчивающиеся от стеклянного шара-колбы основную часть шахты и нижнюю часть-подставку.Современные кальяны Индии, Пакистана и Мальдивских островов (здесь они известны как gudugudaa, вероятно, происходящее от guragurī — одно из значений кальяна на хинди) с учетом трансформации на дивехи) совершенно не похожи на MalabarHookah, и имеют больше общего с современными турецкими, ближневосточными и североафриканскими кальянами (хотя внешне от них сильно отличаются и обладают весьма характерным хорошо узнаваемым видом). Их сосуды изготавливаются из глины или металла.
Продвигаясь через Персию в северном и западном направлениях, кальян встретился с табаком. Примерно в это же время он стал обретать черты, воплотившиеся в современных, привычных нам, кальянах — где главной частью становится не сосуд, а шахта, основание которой соединяет в одно целое чашу, емкость с водой и мундштук. Прообраз этих устройств, уже со стеклянной колбой, в 1622 году привел Johann Neander в своем труде Tabacologia.
Благодаря соседству Османской империи с Персией, кальян обрел крайнюю популярность среди высшего сословия империи и султанатов. К тому моменту Османская империя занимала территории от границ с Персией на востоке до Марокко на западе, от Эфиопии на юге до Центральной Европы на севере. Легко представить себе распространение кальяна по всей империи и соседним с ней странам. Османские ремесленники превратили кальян в предмет искусства, богато инкрустируя изящной ковкой шахты, камнями и мозаикой колбы и шланга. А уже в середине-конце XVIII века кальян стал неотъемлемой частью турецких кофеен.
Современные турецкие кальяны изготавливаются с соблюдением старинных традиций. Уникальность кальяну придает своеобразная конструкция шланга (марпуч) и применение для изготовления шахты бронзы и меди.
Вместе с тем, современные турецкие кальяны могут похвастаться наличием клапана. Крепление на шахте чаши бывает как внутренним, так и внешним.
Одной из главных особенностей турецких кальянов является марпуч. Марпуч — это специальный шланг, который отличается большим размером и очень большим, длинным мундштуком. Во времена султанов, подобные шланги также изготавливались, но из цельных пород вишневого дерева (а так же иных ценных пород). При этом при росте дерева на него надевали металлические кольца-скобы, чтобы ствол был прямым. На изготовление оригинального марпуч могло быть затрачено около 10 лет (конечно в первую очередь вырастание дерева). Кальян курили и женщины при гареме султана, однако кальян курили и ппростые граждане.
В Албании, Боснии и Герцеговине кальян называют лула или лулава, что на цыганском и некоторых южно-славянских языках значит трубка, а шише относится к сосуду кальяна. Благодаря османскому владычеству (да и просто соседству) эти названия очень похожи на турецкое lule — в Турции так называют чашу для табака, а sise означает бутылка и так же относится к колбе. И это легко объяснить происхождением слова sise от персидского siséye (стекло) — стамбульские стеклодувы славились своим мастерством. Искуснейшей работы колбы из стекла становятся основными в качестве сосудов для кальяна. Гибкий шланг полностью вытесняет трубку-мундштук, а основание шахты кальяна теперь включает в себя помимо самой шахты и порт для шланга.
В османских султанатах Ближнего Востока, Персидского залива и Северной Африки турецкое sise трансформируется в арабское sisa (читается как sheeshah или shisha) и теперь, чаще всего, означает уже сам кальян. В Египте этим словом именуются привычные нам, унаследовавшие турецкий стиль, кальяны со стеклянной колбой (исполняющей, в том числе, роль опоры), блюдцем и шлангом. В этом же стиле выполнены сирийские, ливанские, иорданские, тунисские, алжирские и марокканские кальяны.
А в Великобритании, США, и граничащих с ней странах, словом shisha называют ароматизированную смесь для кальяна. Также, кроме hookah, иногда используется английское словосочетание water-pipe (водная труба), но, этот термин гораздо лучше применим к сантехническим элементам. Несколько реже употребляется еще одно английское название — hubble-bubble (hubble — кочка, bubble — пузырь). Слово кочка встречается и в фарси практически в том же звучании — hаbl. На урду кочка записывается как «насталик» — ḥqh.
В нынешнем Иране, кальян называют galyаn. Предполагается, что слово происходит из арабского gẖlyạn (кипящий, корень//кипеть — aglа). В русском языке используется искажение этого слова — кальян. Кстати, так его называют только на территории стран бывшей СССР.Часто, вместо гибкого шланга, у иранских кальянов длинный сменный мундштук. Считается, что у каждого курильщика он индивидуальный.
Осталось не упомянутым еще одно направления миграции кальянов из Индии — на восток. Через Бангладеш и Непал кальян, практически в примитивном первичном виде, проник в Восточную и Юго-Восточную Азию. В странах Юго-Восточной Азии (Тайланд, Лаос, Вьетнам) кальян упростился до двух элементов, породив целую плеяду однообразных примитивных устройств из двух стеблей бамбука, современному миру, как правило, известных под общим названием bong (от тайского — bng), при этом, к табаку так и не приспособившись.
В Тибете и Китае к устройству кальяна подошли более ответственно и прагматично — изящные переносные трубки для табака из латуни и меди. В Китае украшали перегородчатой эмалью (клуазоне) превращая в подлинные объекты искусства.
Каждая такая трубка, в лучших традициях китайских ремесленников, являлась полным набором, состоящим из сосуда, впаянным в него основанием шахты (иногда эта часть была съемной), сменной табачной чаши (иногда их было 2 в комплекте), табачным кисетом, монтирующимся в сосуд, и набором инструментов для подготовки трубки к процессу и ухода за ней. Не смотря на значительное внешнее отличие, принцип действия кальяна сохранялся. Сегодня такие мини-кальяны можно найти только в антикварной лавке или у коллекционеров. А Китай является крупнейшим мировым производителем и экспортером современных кальянов в турецком стиле, изготавливаемых на автоматизированных заводах.
В наши дни во многих странах собственные кальяны вытесняются активной экспортной политикой египетских, сирийских и китайских производителей. Так, в Ливане и Турции можно легко увидеть людей, курящих на китайских кальянах, а в большинстве стран Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Персидского залива и Северной Африки (включая Ливию, Чад и Судан) — на сирийских или египетских.