Приветствую, Дмитрий. Представься, пожалуйста, и расскажи немного о себе.

Хунгуреев Дмитрий, как водится, широко известный в узких кругах под ником grok.

Где ты родился и на кого учился?


Я коренной сибиряк. Родился в Иркутске, рос в Якутске. Учился в Томске, в ТУСУР по специальности Промышленная электроника. Живу в Питере.

Сколько тебе сейчас лет?


48.

Кем ты работаешь и работал? Какой у тебя карьерный путь?


Работаю в телекомуникационной компании. С кальянной сферой никак не связан.

В какой момент ты заинтересовался кальяном? Когда начал курить?


Из моей первой поездки в Египет двое друзей попросили меня привезти им кальяны, о которых в тот момент я практически ничего не знал. Пробовал лишь раз в Питере. Посетив курортные кальянные заведения и, кое-как, бегло изучив предложения в местных лавках, я купил пару недорогих кальянов из формованной листовой нержавейки и пару блоков 50 граммовой Нахлы. Привез. Ну а поскольку купил я, то, следовательно, мне больше знать, что с ними делать. Поэтому мне и было поручено готовить их. И я готовил, пытаясь добиться вкуса, как в египетских кафе, но получалось когда как, а чаще хуже.

Небольшая ремарка. Принято считать, что в египетских заведения шишаги (кальянщики) готовят кальяны спустя рукава. Но тут есть три нюанса:
— Высокая скорость обслуживания, для чего чашки заготавливаются еще до наступления вечера. В условиях жары и постоянного теплого бриза они неизбежно теряют часть влаги еще до момента, когда будут предоставлены клиенту.
— В целях экономии шишаги используют не Нахлу, а другие местные брэнды, часто заметно уступающие Нахле.
— Знакомым и местным готовят в полном объеме, как положено. Туристам бьют поменьше, чтоб их не заштормило.

Отправился искать информацию в сети и наткнулся на два ресурса: goza.ru (откуда впоследствии форум переехал на hookahpro.ru) и delotonkoye.narod.ru. На упомянутом форуме сложилась группа активных пользователей, в число которых влился и я. В то время в обсуждениях поднималось множество различных тем, сейчас ни для кого не являющихся секретом, включая физику процессов в кальяне, тонкости работы с сырьем. В том числе затрагивалась тема региональных различий и тайны происхождения. Тогда все узнавалось на ощупь. В какой-то момент увлекшись, я решил разобраться во внешнем виде кальяна в зависимости от региона его изготовления. Было понятно, что это не самая тривиальная задача, но насколько всё усложнится, я не предвидел. Так в итоге мне пришлось вспоминать мировую историю, заглядывая в атласы, карты и учебники, читать про индуизм, растафарианство и историю наркотиков, учить арабский язык и стили исламской каллиграфии (насх, насталик, дивани, сулюс, рук’а, куфи). С каллиграфией разбирался, в том числе, по скану старого турецкого учебника, обнаруженного в сети. Расшифровывать султанские тугры, впрочем, у меня слабо получалось.

Как ты пришел к тому, что начал изучать историю кальяна?


Разумеется, подобные изыскания неизбежно привели к необходимости погрузиться и в историю, т.к. каждый новый шаг заставлял углубляться все дальше и дальше. К примеру, в процессе чтения о происхождением конопли захотелось почитать и про неолитические культуры Яншао (Китай 5000-2800 до н.э.). Необходимости такой не было, но это просто затягивает. 🙂
Единой точки зрения о тайне происхождения кальяна в рунете не было, и нет до сих пор. И, наверное, это хорошо. Были, правда, и совсем курьезные версии. Их приходилось тоже проверять. Как позже я обнаружил, основные теории происхождения так или иначе, иногда через «сломанный телефон», опирались на работу Камаля Шауаши, который собрал упоминания кальянов в истории и литературе.

Как изучал историю? Читал книги, общался с людьми?


Источниками служили, прежде всего, архивные фото в инете, достоверность описания которых еще предстояло выяснить. Редкие книги удавалось найти в pdf. Скан книги Камаля Шауаши «LE NARGUILÉ Anthropologie d’un mode d’usage de drogues douces» на французском языке я даже купил, вроде бы за 16 евро. Переводил со словарем. К счастью, история у кальяна не столь долгая, поэтому даже винтажные и антикварные кальяны с описанием на Ebay могли служить источником, хотя чаще всего там было просто пальцем в небо. Поиск информации велся в гугл картинках и видео на турецком, арабском, фарси, хинди, маратхи, урду, пушту, тайском, лаосском, вьетнамском, китайском языках (спасибо google translate) с последующим бесконечным хождением по ссылкам, статьям, форумам со специфическим сленгом. При накоплении определенной насмотренности, появилась способность на глаз определять региональную принадлежность и примерный временной (в ряде случаев слишком размытый из-за неизменных с самых давних времен технологий производства) промежуток создания конкретного кальяна.
Кое-что узнал от Хайо Флеттнера с hookahpro.com. Жаль недостаточно узнал, прежде, чем он погиб.

Сколько языков ты знаешь?


Один — русский. Родной, увы, не знаю. Некоторое время изучал китайский и арабский. Языки требуют постоянной практики, так что сейчас, вряд ли можно сказать, что я их знаю.

В какие страны ты путешествовал?


К сожалению, их не так много, как хотелось бы. Тут нет экспедиций. 🙂 Всем известные туристические тропы: Северо-Восток Китая, Эстония, Финляндия, Швеция, Египет, Чехия, Турция, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Индия (Гоа), Монголия.

Ты публиковался на первых кальянных форумах. Что в основном ты рассказывал людям? Где сейчас это можно прочитать? У тебя остались эти материалы на руках?


Публиковался на hookahpro.ru, где был активным пользователем и впоследствии модератором. Статей там не много. Далеко не все, что хотелось написать, там есть, какие-то наработки остались не опубликованными.

Можешь коротко изложить свои знания о появлении кальяна? Если это возможно, то уложиться абзацев в 5.


По моему убеждению, кальян своим происхождением обязан индуизму, а точнее богу Шиве. К началу н.э. практика жертвоприношений живых существ в индуизме уступила место символическому сожжению продуктов, напитков и частей растений, в числе которых был bhang (конопля). Вероятно, желание совместить подношение высшим силам с трансцендентными переживаниями, подвигло к курению растения через чиллум (ритуальную коническую трубку с камнем в центре). В неизвестный истории момент, неустановленный шиваит придумал вставить чиллум в кокосовый орех — так появился кальян. Традиция такого употребления ganja (верхних листьев и соцветий растения) распространилась среди народов Индии, Персии и Центральной Азии, где тропический орех был заменëн более доступной бутылочной тыквой лагенарией или керамическим сосудом, к которым добавились два полых тростника для чилума (мы бы назвали это шахтой) и в качестве мундштука. Конструкция чиллума в виде конической воронки с камнем в центре до сих пор используется в ряде регионов в виде чаши для кальяна, хоть формой может и отличаться.
Позже прибор достиг Аравийского полуострова и Африканского континента. В странах Персидского Залива есть традиционный кальян qadu (тыква на фарси) из белой глины. В Северной Африке известен как goza/joozah, сосуд которого изготавливается, как и прежде, из кокосового ореха. В Восточной и Экваториальной Африке сосуд заменяли также на лагенарию, ствол бамбука и даже рог антилопы.

Параллельно происходило проникновение в Юго-Восточную Азию, где кальян для тех, кто победнее, был упрощен до ствола бамбука с врезанным в нижней части чиллумом. Все знают подобную форму — bong (от индийского bhang). Для тех, кто мог себе это позволить, изготавливался керамический сосуд с медными чиллумом и длинным мундштуком. Вершиной искусства китайских ремесленников были полностью металлические (как правило, латунные) кальяны карманных размеров с чашей на пару затяжек и емкостями для ершиков, щипцов и табака.
В Индии возникло устройство под названием hukka из горшка с узким горлом, в который с тряпичной пробкой вставлялись два полых тростника, на один из которых крепилась чаша. В Иране и Афганистане они называются chilim, на Мальдивах — gudaguda.
Следующая волна миграции кальяна произошла в XVI веке с наступлением эпохи великих открытий и широким распространением табака. Кальяны видоизменились под новый способ их использования. В период расцвета в Индии династии Бабуридов (великие Моголы) кальян стал статусным явлением. Некоторые устройства приобрели очень длинные шланги из козьей кожи. С Малабарского побережья Индии на Аравийский полуостров проник прибор все с тем же кокосовым орехом, но богато инкрустированный, с высокой шахтой, изящными ножками и также очень длинным шлангом.
В другой части света на Ямайке в связи отменой рабства в 1833 г. была предпринята попытка завоза рабочих из Индии. С ними шиваитские нравы проникли в местную культуру, где отразились в курении ganja через chalice (кубок), состоящий из кокосового ореха, с громкими воззваниями, но теперь уже не к Шиве.
Ориентировочно в середине XIX века кому-то пришла превосходная идея смешать табачный лист с черной тростниковой патокой – gurhaku (с патокой) или журак. С появлением журака чаши кальянов увеличились в размерах, иногда значительно.
В Персии появилась конструкция, где основным соединительным узлом стала резная деревянная шахта, к которой подсоединялись нижняя часть шахты, сосуд, мундштук и чаша (все та же воронка с камнем в центре). Это ранний прототип современного кальяна. Прибор со стеклянным сосудом назывался shishe (стекло), с металлическим или керамическим — ghalyan (от арабского бурлить). Подобное устройство использовалось в Иране, Ираке, Леванте, Турции практически до середины прошлого века. Пока их не вытеснили (кроме Ирана и Ирака) устройства с литыми латунными шахтами. В Османской империи и ее вилайетах такие кальяны назывались nargile/narghilah. В Египте они до сих пор называются shisha. Египтяне делали свой журак примерно с конца XIX – начала XX века – чёрный m’asel (с мелассой) типа ka’as, sallum, zaghloul. В середине 80-х в Египте появились современные ароматизированные табачные смеси.

Насколько ты любишь историю? Какая твоя любимая эпоха/страна?


Не то что бы люблю. В историю мне вынуждено пришлось окунуться. Любимой эпохи нет. Я предпочитаю думать, что историю пишут победители и, утрируя, они становятся героями, а их оппонентам приписываются отрицательные качества и черты.

Что рекомендуешь почитать людям, которые хотели бы полюбить историю?


Зависит от той версии истории, которую они хотели бы полюбить. 🙂

Что стоит прочитать, чтобы узнать больше об истории кальяна? Книги/статьи?


Kamal Chaouachi — «Tout savoir sur le narguilé: Société, culture histoire et santé»

Какой твой самый любимый факт о кальяне, который мало кто знает?


Факт мой без документального подтверждения, но изначально сеанс курения кальяна был предельно коротким, зачастую в одну-две затяжки. Длительные посиделки за кальяном пришли с появлением журака, но в значительной степени это изобретение наших современников в середине-конце прошлого века.

У тебя есть хобби? Как ты отдыхаешь?


С появлением сына кальяны отошли на дальний план. В остальном, я мало чем отличаюсь от других людей. 🙂

Ты куришь очень давно, тебе нравятся современные продукты? Что скажешь о феномене кальяна в России?


С отечественным продуктом большей частью не знаком, т.к. к моменту его развития практически отошел от дел. То, с чем знаком, признаться, совсем не оценил.
Учитывая мой этническо-исторический интерес, я являюсь олдфагом, которого современные кальянные продукты не привлекают. Для меня кальян — это экзотика, воспоминания об отпуске и прочие приятные ламповые вещи.
О российском феномене скажу так: усилия надзорных органов, регулирование в табачной сфере и усложнение логистических путей доставки импортных продуктов компенсировались ростом отечественного производства. Однако стальные шахты, прессованные кокосовые угли и теплопроводящие экраны для них, танжирс, бестабачные продукты и т.д. — все это было придумано гораздо раньше и не в России. В социальном плане в субкультуру, заимствованную из традиционных укладов обществ Африки, Ближнего Востока, Центральной Азии, Индостана и Индокитая, пришли деньги.

Что считать кальяном?


Кальян — транслитерация слова с фарси, происходящего от арабского «бурлить». Буквально, булькать, hubble-bubble или gudgudi на хинди.
Конструктивно — это любой курительный прибор с водяным фильтром, врезанным в курительный канал, без уточнения, что именно курится через него. Таким образом «бульбулятор» тоже является кальяном.

    Блиц!

    Последняя прочитанная книга? — Юваль Ной Харари, «Sapiens: Краткая история человечества»

    Лучшая страна для путешествия? — Та, в которой еще не бывал.

    Топ-3 табака для кальяна за всю историю? — Журак из Калькуты Baashan, El Nakhla Two Apple, Al Fakher (не любитель, но стабильное качество заставляет уважать).

    Какой язык самый красивый? — Испанский

    В чем сила? — В духе.

      Предыдущая статьяИнтервью с Иваном Шерманом. Автором блога #ванязабей
      Следующая статьяИнтервью с Владиславом Фомченковым. Философия крафта